ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА. 10 КЛАСС. ВОПРОСЫ К СЕМИНАРАМ  

Э.Т.А.ГОФМАН. "КРОШКА ЦАХЕС"

1. К какому жанру относится это произведение? Почему это не просто сказка?
2. Сравните это произведение со сказкой Г.Х.Андерсена «Снежная королева»
3. Почему у Цахеса именно «золотые» волоски?
4. Почему в роли противника Цахеса выступает именно поэт (Бальтазар)? Что общего между Бальтазаром и Чацким?
5. Почему волшебство феи Розабельверде не только не принесло Цахесу счастья, но и привело его к гибели?
6. Почему Цахес погибает такой нелепой смертью?
7. С какой целью Гофман подробно описывает свадьбу Бальтазара и Кандиды? Как писатель относится к тому миру, в котором будут жить герои? Можно ли Бальтазара сравнить с Владимиром Ленским?
8. Почему литературоведы называют образ Цахеса пророческим? Назовите личность, чьим прототипом стал крошка Цахес?

ШАРЛОТТА БРОНТЕ. "ДЖЕН ЭЙР"

1. Кому посвящен роман? Произведение какого писателя Ш. Бронте взяла за образец при написании романа?
2. Почему главным героем романа Бронте делает женщину? Можно ли считать роман автобиографическим?
3. Почему главные герои романа некрасивы? Была бы героиня другой, если бы природа наделила ее красотой?
4. Для чего в роман введены красивые герои? Каков их внутренний мир?
5. Как детство повлияло на формирование характера Джен? Какие черты характера проявляются у Джен во время нахождения в приюте? Как вы считаете, оправдано ли было суровое воспитание девочек в Ловуде? Сплотили ли девочек трудности в пансионе? Почему Джен выбрала себе в подруги Элен?
6. Что привлекло Рочестера в Джен? Было ли это просто увлечение? Чем Джен лучше Бланш Ингрэм?
7. Для чего в роман введены элементы мистики? Какую роль играют сны героини?
8. Правильно ли поступила Джен, бросив Рочестера перед свадьбой? Избежал бы Рочестер несчастья, если бы Джен осталась с ним?
9. Справедливо ли наказаны в романе семьи Рид и Ингрэм?
10. Почему Джен отказалась стать женой Сент-Джона? Могла ли она сделать его более человечным?
11. Насколько оправдан счастливый финал романа?

ЭМИЛИ БРОНТЕ. "ГРОЗОВОЙ ПЕРЕВАЛ"

1. Почему в романе в название вынесено название поместья?
2. Выпишите определение «викторианского» романа. В чем отличие этого романа от традиционного «викторианского»?
3. Для чего в роман введены элементы мистики? Можно ли сказать, что Э.Бронте продолжает традиции «готического» романа?
4. Для чего в романе несколько рассказчиков?
5. Кэтрин – это положительная или отрицательная героиня? Что привлекло ее в Хитклифе? Была это любовь или страсть?
6. Виновна ли Кэтрин в несчастной судьбе Хитклифа? Почему душа Кэтрин является Хитклифу?
7. Была ли месть спасительной для Хитклифа? Можно ли оправдать его поведение? Мог ли Хитклиф быть счатливым?
8. Какую роль в романе играет пейзаж? Как местность влияет на жизнь героев?
9. Для чего в романе показаны дети главных героев? Возможно ли их счастье?

ОСКАР УАЙЛЬД. "ПОРТРЕТ ДОРИАНА ГРЕЯ"

1. Под влиянием какого романа было написано данное произведение? Как это связано с идеей произведения?
2. С какой целью в романе присутствует предисловие? Чем оно отличается от обычного предисловия?
3. Как меняется авторский замысел в романе? Почему сначала главным действующим лицом является художник, затем лорд Генри, а впоследствии главным героем становится Дориан?
4. Что такое гедонизм? С каким персонажем связано это понятие?
5. Когда Дориан Грей начинает терять свою чистоту? Кто виноват в том, что это происходит? Может ли герой еще остановиться?
6. Для чего в романе дана история Сибиллы Вэйн? Виновен ли герой в смерти девушки? Способен ли Дориан на искренние чувства (любовь)?
7. Согласны ли вы с утверждением Уайльда, что «жизнь убивает искусство» и что «не искусство отражает жизнь, а жизнь покорно следует за искусством»?
8. Как в романе изображена зависимость героя от портрета? Почему для Дориана одинаково значимы порок и красота?
9. Как в книгу вводится фаустовская тема? Почему произошла сделка с таинственными силами? Осознает ли герой, что погубил свою душу?
10. Почему в конце концов Дориан решил показать свой изменившийся портрет его творцу, Бэзилу Холлуорду? Почему герой убивает художника?
11. С какой целью Дориан уничтожает портрет? Чем портрет стал для героя?
12. Почему роман заканчивается описанием трупа Дориана? Можно ли сказать, что в романе «открытый» финал?
13. Обязательно ли человек совершит нравственное падение, если будет чувствовать свою безнаказанность? Всегда ли за преступлением следует наказание?
14. В чем суть приема парадокса в романе?
15. Сравните данный роман с рассказом Н.В.Гоголя «Портрет». Как писатели видят проблему свободы художника?

ПРОСПЕР МЕРИМЕ. НОВЕЛЛЫ

«МАТТЕО ФАЛЬКОНЕ»:
1. Где и когда происходят события новеллы? Какое значение имеют эти обстоятельства?
2. Что ценят местные жители в жизни? По каким законам они живут?
3. Какие чувства вызывает Маттео в начале новеллы? Изменилось ли ваше отношение к герою к концу повествования?
4. Как вы относитесь к поступку Фортунатто? Почему он совершил предательство?
5. Почему отец убил сына? Имел ли он на это право? Как отнеслась к этому жена Маттео? Осуждает ли автор героя?
6. Сопоставьте сцену казни Андрия («Тарас Бульба» Н.В. Гоголь) и финал «Маттео Фальконе». Почему герои решаются на такой страшный поступок?
7. Как вы считаете, можно ли оправдать убийство? Можно ли сказать, что убийство убийству рознь?

«КАРМЕН»:
1. Какие противоречия в характере Кармен вы отметили (таблица)?
2. Чем симпатична Кармен? Что не нравится в героине?
3. Сопоставьте образы Земфиры и Кармен.


ВИКТОР ГЮГО. "СОБОР ПАРИЖСКОЙ БОГОМАТЕРИ"

1. Почему Гюго обращается именно к событиям 15 века? Что это за эпоха? Какие приметы эпохи средневековья мы видим в романе?
2. В чем сходство этого романа с романом готическим?
3. В чем смысл названия романа? Кто является главным героем романа? Почему?
4. Почему роман открывается сценой двойного праздника? (Богоявления и Дня дураков)
5. Где и как Гюго использует прием контраста?
6. Что означают имена Квазимодо, Эсмеральда, Феб? Влияют ли имена на судьбы героев и их характеры?
7. С какой целью Гюго в качестве героя своего произведения выбирает человека с физическими недостатками? Как взаимосвязаны внешний и внутренний облик Квазимодо? Сравните Квазимодо с Фебом де Шатопером. Кто из них достоин любви Эсмеральды?
8. Чем привлекателен образ Эсмеральды? Что нашли в ней такие разные мужчины, как Квазимодо, Клод Фролло и Феб де Шатопер? В чем трагедия героини?
9. Какие положительные черты Клода Фролло вы можете отметить? Что в характере архидьякона вызывает неприятие?
10. Как Гюго раскрывает тему народа, толпы в романе? Почему парижские трущобы названы Двором чудес? Отличаются ли законы, по которым живут обитатели парижского «дна», от законов высшего света?

ЭДГАР ПО. РАССКАЗЫ

1. Сравните рассказ Э.По «Маска Красной смерти» с трагедией Пушкина «Пир во время чумы».
2. Охарактеризуйте обитателей дома в рассказе «Падение дома Ашеров». Чем они отличаются от обычных людей? Почему рассказ заканчивается крушением дома?
3. Можно ли оправдать поступки героя в рассказе «Черный кот»? Виноват ли кот в несчастьях хозяина?
4. За что Вильям Вильсон в одноименном рассказе ненавидит своего двойника?
5. С какой целью в рассказе «Колодец и маятник» подробно описываются пытки? Можно ли сказать, что герой рассказа – сильная личность?
6. Зачем понадобилось продлевать жизнь умирающему в рассказе «Невероятное приключение, произошедшее с господином Вальдемаром»? Был ли в этом смысл? Какой?


10 КЛАСС - ГЛАВНАЯ
НАВИГАЦИЯ ПО КЛАССАМ



Hosted by uCoz